Религиозный фактор в формировании национальной идентичности украинцев




РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР В ФОРМИРОВАНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ УКРАИНСКАЯ
Бакалаврская работа

2013
 
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОНЯТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ 8
1.1. Проблема национальной идентичности 8
1.2. Соотношение национальной идентичности и нации 20

2. Роль религиозного фактора в ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ИСТОРИИ УКРАИНЫ 27
2.1. Роль религиозного фактора в развитии украинского общества 27
2.2. Влияние религии на национальную идентичность украинского в первые века существования государства 32
2.3. Религиозные факторы этносоциальной идентификации украинского во второй половине XVI в. - Первой половине XVII в. 35
2.4. Особенности влияния религии на становление национальной идентичности во второй половине XVII в. - Первой половине ХХ в. 39

3. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО УКРАИНСКОГО ОБЩЕСТВА 47
3.1. Конфессиональная пестрота украинского 47
3.2. Феномен принадлежности украинского к Московскому патриархату 55

ВЫВОДЫ 60
Список исполь
ВЫВОДЫ

Итак, в начале XIX века возрастает значение национальности как фактора формирования макросоциальной идентичности, вместе с формированием «комплекса национальной униженности» представителей негосударственных этносов. Нация может произойти только тогда, когда выступает как сообщество, консолидированная на основе определенной идеологии или (скорее) социального мифа. А национальное сознание может быть определена как определенная идеологическая концепция, «наложена» на осознание общности происхождения и культурного родства. В негосударственных наций подобные идеологические концепции артикулируются как «националистическая идеология». Именно наличие национальной етноконсолидуючои идеи, национального мифа в условиях негосударственности нации приводит к возникновению политического национализма. Языковые, культурные или религиозные различия создают лишь базис, основу для возникновения национализма, но сами по себе недостаточны для его появления.
Подчеркнем, что имеющиеся концепции нации вследствие своей теоретической ангажированности не могут служить достаточной методологической основой исследования современного этапа формирования всеукраинской идентичности во всех ее проявлениях: этнической, национальной, государственной, идентичности страны и диаспоры, поскольку они имеют различные факторы и механизмы формирования и воспроизводства, актуализирует исследования реальных процессов сферы этнонациональных отношений и национального строительства в Украине.
Религия - явление многогранное и неоднозначное. Различные сферы человеческого познания - философия, история, религиоведение, психология, социология равно трактуют этот феномен, даже в одной отрасли встречаются кардинально противоположные трактовки. Религия является специфической сферой человеческой жизнедеятельности, которая сама по себе не может определять социальные действия и позиции индивидов, групп или сообществ. Роль религии в обществе может опосередковуватися через определенные характеристики, свойства субъектов общественного процесса.
Подытожим, что влияние религиозности на стабильность в современном украинском обществе связывается с проблемой духовного развития граждан Украины, ведь без решения этой проблемы становится невозможным дальнейшее общественное развитие. Украинское общество, пытаясь сегодня изменить ситуацию к лучшему, со всей очевидностью также демонстрирует, как много прогрессивных намерений и начинаний часто осуществляются через бездуховность людей и в значительной мере тормозятся ней.
Национальный идеал украинского народа во многом носит религиозный характер. Неслучайно многие украинские ученые рассматривают реализацию национальной идеи как процесс, направляет народ к Богобуття, такого конечного идеального состояния бытия, в котором царят добро, любовь и абсолютная гармония.
Обобщим, что по мнению С. Томасовские христианство на территорию современной Украины привнесли готы. Он отмечает, что если в Восточной Европе сформировалась Киевская Русь как государство, то с самого начала она стала строиться на христианских принципах. Исторические события Киевской Руси, утверждал ученый, показали, что первыми христианами и носителями новой религии в ней стали варяги, а христианство проникало в нее через Византию.
Важно отметить, что религиозная идентичность выступала одним из важных атрибутов этнополитической определенности украинского этноса на этом этапе. С одной стороны, религиозный фактор определенным образом отделял этот этнос от других, а с другой - несомненно ускорил процесс его этносоциальной самоидентификации. Учитывая это, следует также отметить, что религиозная идентичность украинского в этом случае выступала своеобразным маркером прежде культурной традиции, впоследствии воплотилось в так называемом «национальном возрождении» 1620-х гг Причем борьба за сохранение религиозной самобытности взяла на вооружение историческую пам Пять, что подтолкнуло к историософической попыток осмысления духовного наследия украинского народа. И именно эта память могла стать фактом для его существования как единого национально-религиозного организма. Фактически, именно в православии «русский народ» черпал свою нравственную силу и выстраивал этнокультурную идентичность.
В то же время, религиозная, прежде православная, идентичность стала весомым фактором кристаллизации этносоциальной идентичности украинского. Кроме этого, стоит отметить, что религиозные процессы, приобретя в это время «казацкого» детерминатив, имели заметное влияние на выделение нового уровня этносоциальной идентичности украинского. Фактически, Православная Церковь стала основным фактором украинской раннемодерного нациогенеза течение XVI - первой половины XVII в., А собственно православная идентичность тогдашних украинского была одним из главных факторов этносоциальных процессов.
Есть подчеркнуть, что именно при участии христианской Церкви формировалась на протяжении веков украинская нация, поддерживалась целостная строение ее культуры, сохранялся баланс между устоявшейся традицией и инновациями (преемственность традиций), производилось дальнейшее развертывание социальных изменений. Попытки же заменить традиционное христианство квазирелигиозной коммунистической доктриной, подчинить общество одной партии, привели к разрушению генофонда нации и структурных сдвигов менталитета современного украинского.
Подчеркнем, что наиболее приемлемой для граждан Украины является национальная идентичность гражданско-политического типа, которая может сочетаться с другими видами идентичности - религиозной, этнической, профессиональной и т.п.. Национальная идентичность гражданско-политического типа по самой своей сути многомерная, ведь она охватывает, но не отменяет этническую, языковую, религиозную, региональную, профессиональную, классовую, возрастную, половую и другие идентичности.
Рассмотрев вопрос многообразие религиозных взглядов и конфессиональной пестроты наших сограждан, мы должны отметить, что для развития религиозной, национальной и европейской идентичности граждан Украины необходимо защитить украинское информационное пространство, обеспечить информационно-психологической безопасности украинских граждан; поднять на более высокий уровень политической культуры населения Украины; преодолеть социально-психологические стереотипы утопического и тоталитарного происхождения и комплекс национальной неполноценности; расширить базу демократических сил; достичь состояния необратимости процессов государственного и стабилизации политической и социально-экономической жизни; довести до логического конца незавершенный процесс консолидации украинской нации в единый социально-политический организм (на противовес усилению региональной сегментации страны) воспитывать национально сознательных граждан и духовно консолидировать украинство на основе европейских идеалов, базовых ценностей и украинской национальной идеи.
 
СПИСОК
Монографии, статьи, учебные и практические пособия

1. Berry J.W. Cross-cultural psychology: Research and applications / JW Berry, Y.H. Poortinga, M.H. Segall, P.R. Dasen. - Cambridge: Cambridge University Press, 1992. - P. 44 - 62.
2. Furet F. Interpreting the French Revolution. - Cambridge, 1971. - 312 г.
3. Hobsbawm E. Some Reflections on Nationalism / / Imagination and Precision in the Social Sciences: Essays in Memory of Peter Nettl (Ed. TJ Nossiter, AT Hanson and Stein Rokkan). - London, Faber, 1972. - P. 391-392.
4. Rousseau J.-J. Constitutional Project for Corsica / / Rousseau: Political Writings (Ed. and transl. Frederick Watkins) - Edinburg: Nelson, 1953. - P. 293. Цит. по: Шпорлюк Г. Коммунизм и национализм. - С. 150-151.
5. Sewell W.H. Ideologies and Social Revolutions: Reflections on the French Case / / Journal of the Modern History. - 1985. - № 1. - P. 60-61.
6. Бердяев Н. Судьба России: опыты по психологии войны и национальности / под. Ред Н. Бердяева. - М.: Мысль, 1990. - С. 93.
7. Воропаева Т.С. Специфика самоидентификации этнических украинцев и русских в Украине: социально-психологические аспекты / под ред. Т.С. Воропаевой / / Личность в межкультурного пространстве. - Ч. 1. - М.: РУДН, 2008. - С. 23 - 28;
8. Голубенко П. Украина и Россия в свете культурных взаимоотношений / под ред. П. Голубенко. - М., 1993. - 431 с.
9. Грушевский М.С. Из истории религиозной мысли на Украине / М.С. Грушевский. - М.: Просвещение, 1992. - 289 с.
10. Де Токвиль А. Древний порядок и революция / под. ред А. Де Токвиль А. - М.: Юниверс, 2000. - С. 20.
11. Днестровский, С. Общая наука права и политики / под ред. С. Днестровский. - Прага, 1923. - 321 с.
12. Евтух, В. Б. Этничность: глоссарий / под ред. В.Б. Евтух. - М.: Изд-во НПУ им. М. П. Драгоманова, 2009. - 255 с.
13. Жуковский А. Петро Могила и вопрос единства Церквей / под ред. А. Жуковского. - М., 1997. - С. 187.
14. Заиченко Г.А., Сагатовский В.Н., кальных I. И. Философия: учебник / под ред. Г.А. Заиченко. - М.: Высшая школа, 1995. - 569 с.
15. Зайцев Ю. История Украины / под ред. Ю. Зайцева. - Изд. 4-е. - М.: Мир, 2003. - 520 с.
16. Закович Н.Н. История и теория религии и свободомыслия / под ред. Н.Н. Закович. - М., 1996. - 264 с.
17. Здиорук С.И. Общественно-религиозные отношения: вызов Украине XXI века. - М.: "Знание Украины», 2005. - 551 с.
18. История религии в Украине. В 10 томах / под ред. А. Колодного. - М.: "Круг", 2003. - 613 с.
19. Калинин Ю. Религиоведение / под ред. Ю. Калинина. - К.: Наукова думка, 1995. - 340 с.
20. Козер Л. Функции социального конфликта / под ред. Л. Козер. - М.: Идея-Пресс, 2000. - С. 53.
21. Крыжановский А.П., Плохий С.М. История церкви и религиозной мысли в Украине: В 3 кн. - Кн. 3. / Под ред. А.П. Крыжановского, С.М. Плохия. - М., 1994. - С. 55.
22. Кривелев И.А. Религия / под ред. И. А. Кривелева. - М., 1975-1976. - 765 с.
23. Курбатов Г.Л. Христианство / под ред. Г.Л. Курбатова. - М..: Лениздат, 1988. - 312 с.
24. Леви-Стросс К. Первобытное мышление / под ред. К. Леви-Стросса. - К.: Украинский центр духовной культуры, 2000. - 289 с.
25. Лубский В.И. Общество / под ред. В.И. Лубского. - М., 1997. - 410 с.
26. Человек и мир: учебник / под ред. Л.В. Губерский. - 2-е изд., Перераб. и доп. - М.: Т-во «Знания», 2001. - 357 с.
27. Маринович М. Проблема сохранения религиозной идентичности в условиях открытого общества / под ред. М. Маринович / / Гражданское общество как осуществление свободы: центрально-восточноевропейский опыт / Под общ. ред. А. Карася. - Львов, 1999. - С. 219-224.
28. Маритен Ж. Нация, политическое общество, государство / Ж. Мартен / / Консерватизм. Антология. / Сост. А. Проценко, В. Лесной. - К., 1998. - С. 459.
29. Мень А. История религии: в 2-х кн. / Под ред. А. Мень - Кн. 1. - М., 1997. - С. 16-24;
30. Мюллер М. Введение в науку о религии. Классики мирового религиоведения / под ред. М. Мюллера. - М., 1996. - 410 с.
31. Мякушев С.И. Энциклопедия по религиоведению / под ред. И.С. Мякушев. - М., 1999. - 480 с.
32. Наливайко Д. Казацкая христианская республика (Запорожская Сечь в западноевропейских литературных памятниках) / под ред. Д. Наливайко. - М., 1992. - С. 186-218.
33. Николин А. Церковь и государство. История правовых отношений / под ред. А. Николина. - М., 1997. - С. 15.
34. Пискун В. Современная украинская национальная идея: теоретико-эмпирическое исследование / под ред. В.Пискуна, Т. Воропаевой / / Украиноведение. Календарь-ежегодник - 2004. - К.: Украинская издательская союз, 2003. - С. 127 - 134.
35. Радугин А.А. Введение в религиоведение / Под ред. А.А. Радугина. - М., 1996. - 417 с.
36. Ребет Л. Указанная работа; Рутенбург В.И. Ранние буржуазные революции (К вопросу о начале капиталистической эры в Западной Европе) / В.И. Рутенбург / / Вопросы истории. - 1984. - № 3. - С. 72-76;
37. Рыбачук М.Ф. Общество / под ред. М.Ф. Рыбачук. - М.: Просвещение, 1997. - 387 с.
38. Рычка В.М. Идея Киева - второго Иерусалима в политико-идеологических концепциях средневековой Руси / В.Н. Рычка / / Археология. - 1998. - № 2. - С. 72-80.
39. Рябушкин Н.В. Наказание Божие / под ред. Н.В. Рябушкина. - М.: издательство политической литературы, 1988. - 158 с.
40. Семенкин Н.С. Философия богоискательства: Критика религиозно-философских идей софиологов / под ред. Н.С. Семенкина. - М.: Политиздат, 1986. - 175 с.
41. Сергийчук В. Трансформация национальной идентичности: историософские, культурологические и социально-психологические аспекты / под ред. В. Сергийчук, В. Пискуна, Т. Воропаевой / / Фундаментальные ориентиры науки. - М.: Фонд фундаментальных исследований, 2005. - С. 24 - 53.
42. Сливка Ю. История философии Украины / под ред. Ю. Сливки. - М.: «Лыбидь», 1993. - 559 с.
43. Смит Э. Национальная идентичность / под. ред. Э. Смита. - М.: «Основы», 1994. - С. 15 - 16.
44. Стародуб А. Украинская государственность 1917-1921 гг «глазами» центральной власти Русской Православной Церкви: эволюция неприятие / А. Стародуб / / просеминары. - М., 1999. - Вып. 3. - С. 190-203.
45. Степанков В.С., Смолий В.А. Украинская революция 1648-1676 гг в контексте Европейского революционного движения XVI-XVII вв.: Попытка сравнительного анализа / В.С. Степанков / / Украинский исторический журнал. - 1997. - № 1. - С. 6-8.
46. Степико М.Т. Украинская идентичность: феномен и принципы формирования: монография / М. Т. Степико. - М.: НИСИ 2011. - 336 с.
47. Токарев С.А. Ранние формы религии / под ред. С.А. Токарева. - М.: Издательство политической литературы, 1990. - 281 с.
48. Томашевский С. Об идеях, героев и политику (Открытое письмо Вячеслава Липинского). - Львов, 1929. - С. 55-93;
49. Флоровский Г.В. Восточные отцы IV века / под ред. Г.В. Флоровский. - Париж, 1931. - С. 66.
50. Черняк Е.Б. Цивилизация и революции / Е.Б. Черняк / / Новая и новейшая история. - М., 1993. - № 4. - С. 66.
51. Шаповал М. Общая социология / под ред. М. Шаповал. - М., 1996. - С. 115-151;
52. Шпорлюк Г. Коммунизм и национализм / под ред. Г. Шпорлюк. - К., 1998. - 479 с.
53. Шпорлюк Г. Коммунизм и национализм: Карл Маркс против Фридриха Листа. / Под ред. Г. Шпорлюк. - К.: Основы, 1998. - 150 с.
54. Элиаде М. Словарь религий, обрядов и верований / под ред. М. Элиаде. - М.: Рудомино, 1997. - 518 с.
55. Яковенко Н.Н. Латинское учительство и школьный гуманизм в Украине (конец XVI - середина XVIII в.) / Н.М. Яковенко / / Киевская старина. - 1997. - № 1-2. - С. 11-27.
56. Яковенко Н.Н. Украинская шляхта с конца XIV до середины XVII в. (Волынь и Центральная Украина) / под ред. Н.М. Яковенко. - М., 1993. - С. 61-202. Андрущенко В.П. Социальная философия: короткий энциклопедический словарь / В.П. Андрущенко. - Киев - Харьков, ПМП «Рубикон» в 1997. - 257 с.

Электронные источники




Ћплатить